ит услуги
Воскресенье, 21.10.2018

Облоко тегов



Основные источники доходов телекомпаний США и стран Западной Европы: сравнительный анализ

Деятельность большинства печатных и части аудиовизуальных СМИ США и стран Западной Европы направлена на достижение таких целей, как максимизация прибыли, увеличение занимаемой доли рынка и прочих. В то же время часть СМИ в данных государствах стремятся к получению прибыли лишь постольку, поскольку это способствует достижению целей информационного, мобилизационного (предполагают, к примеру, создание условий для социальной и культурной интеграции населения), просветительско-воспитательного характера. В – основном, к данным СМИ относятся общественные теле- и радиокомпании (в идеале деятельность общественных теле- и радиовещателей должна осуществляться в интересах общества) (2, С. 354).

Что касается телевизионной индустрии, то известны три основные модели ее организации: модель коммерческого телевидения (была создана в США), модель общественного телевидения (возникла в Западной Европе, прежде всего в Великобритании, Франции и Германии) и модель государственного телевидения (возникла в СССР). Соответственно, основными источниками финансирования в первом случае были поступления от рекламы, во втором – абонентская плата, уплачиваемая зрителями (абонентская плата (лицензионный сбор) взимается за пользование телевизорами и радиоприемниками), в третьем случае – средства государственного бюджета (1, С. 230, 235).

На сегодняшний день наиболее распространенной в мире моделью организации телеиндустрии является смешанная модель, включающая в себя общественное и коммерческое или государственное и коммерческое телевидение, сочетающиеся в зависимости от конкретного государства в разных соотношениях. Сочетание коммерческого и общественного телевидения характерно как для США (где коммерческое телевидение возникло раньше общественного), так и для стран Западной Европы (где общественное телевидение было создано раньше коммерческого: в большинстве западноевропейских стран до начала 1980-х годов на рынках аудиовизуальных СМИ присутствовали только общественные вещательные компании). Однако страны Западной Европы (в частности, Франция, Германия и Великобритания) отличаются более высоким по сравнению с США уровнем развития общественного телевидения.

Тот факт, что модель коммерческого вещания возникла в США, а модель общественного вещания - в Западной Европе, объясняет различия, которые существуют между качеством информационной продукции, распространяемой аудиовизуальными СМИ США и стран Западной Европы, и ее содержанием.

Анализ источников доходов СМИ США, Великобритании, Франции, Германии показывает, что перечень важнейших источников доходов печатных СМИ является одним и тем же в США и в странах Западной Европы. Так, реализуя информационные продукцию и услуги, печатные СМИ США, Великобритании, Германии, Франции получают доходы из двух основных источников: от продаж газет и журналов покупателям и от распространения рекламных сообщений, оплачиваемых рекламодателями.

Однако структура основных источников доходов аудиовизуальных СМИ в США отличается от структуры в Великобритании, Франции, Германии (за счет того, что источники доходов общественных теле- и радиовещательных компаний США отличаются от источников доходов общественного телевидения и радио в большинстве стран Западной Европы).

Предприятия телевизионной индустрии в зависимости от характера их деятельности можно разделить на две основные группы: вещательные и продюсерские компании. Национальные телекомпании в странах Западной Европы и телевизионные сети в США, являющиеся крупнейшими предприятиями телевизионной индустрии на своих национальных рынках, занимаются как вещательной, так и продюсерской деятельностью (не только распространяют телесигнал, но и самостоятельно производят телепрограммы).

Как было отмечено, структура основных источников доходов общественного телевещания в США отличается от структуры источников доходов общественных телевещателей в большинстве стран Западной Европы (в том числе в Великобритании, Франции, Германии). В число важнейших источников доходов общественных телекомпаний Великобритании, Франции, Германии входит абонентская плата телезрителей (соответственно, информационная продукция не является бесплатной для зрителей), в то время, как общественное телевидение США не получает средств из данного источника (информационная продукция распространяется бесплатно для аудитории).

Что же касается коммерческого телевидения, то основным источником доходов коммерческих телекомпаний как США, так и Франции, Великобритании, Германии является распространение рекламы.

 

Коммерческое ТВ в США

Общенациональные сети эфирного телевидения США, такие как: NBC («National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS («Columbia Broadcasting System», создана в 1927 г.), ABC («American Broadcasting Corporation», создана в 1943 г.), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986-1987 гг.), - находящиеся в частной собственности, бесплатно для зрителей распространяют свои программы, получая свои основные доходы от рекламы (1, C. 178). Помимо поступлений от рекламодателей источниками доходов для коммерческого телевидения США являются: производство и реализация телевизионных программ, продажа аудио- и видеокассет, торговля авторскими правами на свои программы и прочая деятельность. Однако главным источником доходов для коммерческих телекомпаний является распространение рекламы, направленной на привлечение внимания (к товарам, услугам, организациям) массовой аудитории, потребляющей бесплатно предоставляемое ей информационное содержание. Таким образом, коммерческое телевидение использует свое преимущество, заключающееся в возможности обеспечения сравнительно быстрого доступа не к отдельным узким сегментам, но к массовой аудитории, что в первую очередь, привлекает рекламодателей, нуждающихся в значительном рынке сбыта для своих товаров или услуг (к примеру, для фирм, реализующих товары массового потребления).

Закономерным следствием заинтересованности коммерческих телекомпаний в обеспечении как можно большей аудитории для своих программ является стремление предложить содержание, учитывающее информационные потребности массового зрителя. Это проявляется в том, что коммерческое телевидение США больше внимания уделяет отдельным элементам содержания, таким как, к примеру, развлекательные материалы.

В целом, стремление коммерческих телекомпаний США привлечь массового зрителя посредством распространения информационной продукции, рассчитанной на усредненный вкус, в определенной мере способно привести к повышению однообразия распространяемого разными коммерческими телекомпаниями содержания. В то же время особенности информационных потребностей отдельных частей зрительской аудитории остаются без внимания коммерческого телевидения.

Общественное ТВ в США

Общественное телевидение в США представлено общественной вещательной системой, PBS (Public Broadcasting System), которая была сформирована из некоммерческих образовательных телестанций в 1969 году как альтернатива американскому коммерческому телевидению, особое внимание уделявшему высокорейтинговым развлекательным программам.

Однако содержание, распространяемое общественными телевещательными компаниями США (появившимися в данном государстве позже коммерческих компаний), не отличается качеством, сопоставимым с качеством информационной продукции западноевропейских общественных телекомпаний.

Основным источником денежных средств для общественных теле- и радиовещателей США является государственное финансирование (осуществляемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства компаний и частных граждан.

В результате того, что программы общественного телевидения и радио США не смогли добиться большой популярности у массовой аудитории (так как они предназначены для небольших групп потребителей, имеющих схожие культурные, профессиональные, образовательные и прочие интересы), осуществляется постоянное сокращение государственного финансирования общественных вещательных компаний США, что приводит к сокращению их бюджетов и не позволяет им улучшить качество информационной продукции и повысить рейтинг программ.

Коммерческое ТВ в Великобритании

Смешанная модель организации телевизионной индустрии в Великобритании характеризуется очень длительным - самым долгим среди всех стран Западной Европы - сроком совместного присутствия на информационном рынке коммерческого и общественного телевидения (с 1955 года). В числе основных характеристик программной стратегии коммерческого телевидения Великобритании на сегодняшний день можно назвать: значительное внимание, уделяемое британским программам, а также постоянное стремление к улучшению качества распространяемого содержания (которое объясняется необходимостью конкуренции с общественной вещательной корпорацией BBC, информационная продукция которой отличается высоким качеством).

В состав «Independent Television» (ITV, «Независимое телевидение»), начавшего вещание по третьему каналу в 1955 году, входит 15 коммерческих телекомпаний, охватывающих 14 независимых географических телевизионных рынков (1, С. 223). Причем вещание на каждом из данных рынков требует наличия лицензии (а для вещания в Лондоне выдано 2 лицензии: на выходные дни и будни). Несмотря на то, что каждая из 15 телекомпаний самостоятельно создает свою сетку вещания, она должна соблюдать ряд обязательных условий, важнейшими из которых являются следующие: необходимость приобретения у внешних производителей 25 % программ, информационный характер трети транслируемых программ. Доля «Independent Television» на британском телерынке в начале 2000-х годов составляла около 29 % аудитории.

Доли общенациональной аудитории у двух других коммерческих телеканалов Великобритании, призванных составить конкуренцию ITV: «Channel 4» (основанного в 1982 г.) и «Channel 5» (начавшего существование в 1997 г.) составляют соответственно 10 и 6 %.

В соответствии с имеющейся у него лицензией «Channel 5» покупает значительную часть транслируемых им программ у независимых производителей и несет ответственность за качество и разнообразие распространяемых им программ. Что касается «Channel 4», то задачей данного канала изначально было распространение типов программ, отсутствующих на третьем канале (ITV), что должно было способствовать достижению плюрализма идей и мнений, удовлетворению информационных запросов зрителей во всем их многообразии.

Общественное ТВ в Великобритании

Зрителями телевизионных каналов корпорации BBC, осуществляющей общественное вещание в Великобритании (по двум теле- и четырем радиоканалам), является 94 % жителей Великобритании, это свидетельствует об эффективности основных принципов, используемых ВВС в своей деятельности. В их число входят следующие: непосредственное участие зрителей в финансировании общественной корпорации, отстранение общественного телевизионного вещания от коммерческих и политических интересов, забота о сохранении национальной идентичности и чувства общности, удовлетворение всех интересов и вкусов (в том числе и информационных запросов меньшинства зрителей), конкуренция за качество программ, универсальный географический охват населения страны и прочие принципы.

Основным источником доходов для двух общественных телевизионных каналов ВВС является абонентская плата зрителей (к примеру, в 2000 г. она составила 97 % от суммы всех доходов) (1, С. 231).

Коммерческое ТВ в Германии

Смешанная модель организации телевизионной индустрии в Германии возникла в середине 1980-х годов, когда в дополнение к существовавшему публично - правовому телевидению возникло коммерческое телевидение. Причем особенностью немецкого телевидения (как общественного, так и коммерческого) является наличие наблюдательных советов, обладающих значительным влиянием.

В 1990-2000 – х годах на немецком телевизионном рынке активно действовали корпорация Лео Кирха (основные телевизионные каналы которой: Sat-1, PRO-7, DSF, Kabelkanal, - не изменили свою программную политику даже после смены собственника в результате банкротства данной корпорации) и концерн «Bertelsmann» (осуществляющий вещание по каналам RTL, RTL2, SuperRTL, VOX).

Программные стратегии коммерческого телевидения в Германии характеризуются тем, что немецкие телеканалы больше внимания, чем коммерческие каналы в прочих странах Европы, уделяют национальным сериалам, затрачивая на их трансляцию до 90 % времени вещания в прайм-тайм.

Доля расходов рекламодателей, приходящаяся на телевидение (по отношению к общему объему расходов на такие рекламоносители, как: газеты, журналы, радио, телевидение, наружные рекламоносители), в Германии меньше, чем во США, Франции, Великобритании (несмотря на то, что рекламодатели Германии, как и Франции, расходуют денежные средства на рекламу не только на коммерческих, но и на общественных телеканалах). Так, к примеру, в 1998 г. доля расходов на рекламу на телевидении составила в Германии 24 %, а в США, Франции, Великобритании - 39 %, 33 % и 32 % соответственно (1, С. 74).

Общественное ТВ в Германии

Общественное телевещание в Германии обеспечивается публично-правовым телевидением. Характерной чертой немецкого общественного телевидения является наличие государственного правового надзора за деятельностью публично-правовых аудиовизуальных СМИ. В случае нарушений законодательства в деятельность телевещателей вмешиваются суды. Правительство осуществляет контроль в целях защиты плюрализма в СМИ. Контролирует программную политику публично- правового телевидения и общество, действующее посредством общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности (причем наблюдательные советы также оказывают влияние и на деятельность коммерческих телевещателей).

Таким образом, функционирование общественного телевещания в Германии осуществляется при активном участии представителей государственных институтов и общественных организаций на паритетных демократических началах (4, С. 240).

Система финансирования публично-правовых телеканалов (ARD, «Всеобщее телевидение Германии», и ZDF, «Второе германское телевидение») также достаточно своеобразна, поскольку предусматривает получение доходов в том числе и от рекламной деятельности. Помимо абонентской платы (составляющей до 80 % доходов ARD и до 60 % доходов ZDF), телеканалы получают доходы от распространения рекламы (до 10 % для ARD и до 30 % для ZDF) и от прочей деятельности (к примеру, от продажи программ).

Еще одной особенностью публично-правового телевещания является значительная децентрализация, в том числе и организационная. К примеру, канал ARD представляет собой объединение публично – правовых телерадиокомпаний, в котором единая финансовая и программная политика определяется согласованно компаниями земель. В частности, помимо информационных и развлекательных программ общего характера канал транслирует программы телерадиокомпаний земель в соответствии с их долей доходов от абонентской платы.

Несмотря на сравнительно большую степень централизации и обращение в большей степени к общенациональной аудитории, канал ZDF также отводит часть времени вещания региональным и местным программам.

Коммерческое ТВ во Франции

Коммерческое телевидение Франции, созданное в конце 1980-х годов в дополнение к уже существовавшему общественному телевидению, может быть охарактеризовано рядом особенностей, не встречающихся в практике коммерческого телевидения в других странах Западной Европы.

Во-первых, на сегодняшний день лидирующим коммерческим телеканалом является бывший общественный телевизионный канал TF-1, в 1986 году перешедший в собственность частного консорциума и сохранивший со времен своего общественного вещания максимальную популярность (доля данного телеканала составляет 35 % общенациональной аудитории). Согласно своей программной стратегии TF-1 уделяет особое внимание трансляции популярных фильмов, музыкальных программ, игр, спортивных передач. Являясь универсальным телевизионным каналом, TF-1 получает доходы от рекламы, составляющие до 55 % всех рекламных доходов французского телевидения (1, С. 225), причем поступления от рекламодателей являются практически единственным источником доходов данного канала.

Еще одной особенностью коммерческого телевидения Франции является присутствие на рынке подписного канала «Canal+», который является самым старым частным телеканалом во Франции. Поскольку основная часть программ данного канала являются кодированными, то для того, чтобы получить возможность смотреть программы «Canal+», требуется получение в аренду декодера. Однако часть программ данного канала все же транслируется в некодированном виде, что позволяет привлекать новых зрителей. Телеканал осуществляет трансляцию французских кинофильмов, музыкальных, спортивных, юмористических программ. На сегодняшний день программы «Canal+» транслируются не только во Франции, но и в Бельгии и Германии.

Аудитория еще одного коммерческого телеканала Франции – канала М6 не так значительна, как у прочих телеканалов, однако четко определена: телеканал обращается к молодежной аудитории, зрителям до 35 лет, с содержанием, представленным в – основном музыкальными программами, ситуационными комедиями и фантастическими фильмами американского производства. За счет высокой степени заинтересованности рекламодателей в данной зрительской аудитории, телеканал получает значительный доход от рекламы, несмотря на то, что доля М6 составляет всего 10 % общенациональной аудитории.

Общественное ТВ во Франции

Общественным вещанием во Франции занимается созданная в 1989 году корпорация «France Television» (1, С.241). Государственное финансирование обеспечивает 50 % доходов, получаемых данной корпорацией, что позволяет называть французскую модель общественного вещания общественно- государственной.

Четыре телевизионных канала общественного вещания финансируются за счет следующих источников: абонентская плата зрителей, государственные субсидии, доходы от рекламы (для двух из четырех телеканалов: «Франс - 2» и «Франс -3»).

«France-2» является универсальным общественным телеканалом, распространяющим содержание, призванное информировать, развлекать и просвещать зрителей. Доля данного телеканала составляет около 25 % аудитории.

Доля «France-3» приближается к 20 % аудитории, этот телеканал транслирует помимо прочего региональные и местные новости, сочетанием которых и объясняется популярность «France-3».

Совместный франко – германский телеканал «ARTE» специализируется на трансляции программ высокого культурного уровня.

Еще одним специализированным общественным телеканалом (сфера специализации – распространение познавательных информационных материалов, содержания, посвященного обучению и занятости) является «Пятый канал» (TV-5), транслирующий образовательные передачи и документальные фильмы для широкой аудитории.

Общественное телевидение Франции (социальная роль которого очень значительна) особое внимание уделяет выполняемой им задаче по защите национальной культуры.

 

В результате сравнения рынков телевещания США и стран Западной Европы можно сделать вывод о том, что более качественные программы западноевропейских общественных телекомпаний в целом пользуются у своих зрителей большей популярностью, чем программы общественной вещательной системы (PBS) – у населения США.

Вследствие различия в структуре основных источников доходов общественное телевещание США и стран Западной Европы (в частности, Великобритании, Франции, Германии) имеет различные возможности по распространению качественной информационной продукции. Так, общественные телевещатели в США (существующие в- основном за счет постепенно уменьшающегося государственного финансирования и спонсорских средств) испытывают значительно больше трудностей с финансированием своей деятельности, чем общественные телевещатели в Великобритании, Франции, Германии (в число основных финансовых источников которых входит абонентская плата слушателей и зрителей). Недостаток финансовых средств у общественных вещателей в США проявляется на качестве их информационной продукции и является причиной того, что информационная продукция общественных телестанций США пользуется меньшей популярностью у населения по сравнению с популярностью программ общественного вещания в Великобритании, Франции, Германии, а сами вещатели занимают меньшую долю рынка (по сравнению с долями западноевропейских общественных вещателей на их национальных рынках).

Кроме того, несмотря на то, что действующие в Западной Европе коммерческие телеканалы так же как и американские значительную часть своего вещания отводят на трансляцию художественных программ (фильмы, в-основном, американского производства, и телесериалы, среди которых большей популярностью в Западной Европе у зрителей пользуются сериалы отечественного производства) и развлекательных программ, значительная часть времени отводится ими и на программы иного характера, в частности, информационного. К примеру, доля художественных и развлекательных программ составляет только 49,9 % времени вещания в Великобритании, 54,7 % - во Франции, 76,1 % - в Германии (1, С. 220).

Таким образом, для европейских стран характерны большее разнообразие информационной продукции, большая, чем в США «сбалансированность телевизионного предложения» (3) (обеспечиваемые за счет активной деятельности общественных телевещательных компаний, распространяющих содержание информационного, просветительского характера).

В целом можно сказать, что высокое качество информационной продукции общественных телевещательных компаний стран Западной Европы служит своего рода ориентиром для коммерческих западноевропейских телекомпаний.

 

 

Библиографический список:

 

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие/Елена Вартанова.-М.: Аспект Пресс, 2003.- 335 с.

2. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.- 464 с.- (21 век: информация и общество).

3. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление//http://strana-oz.ru/?numid=13&article=616.

4. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие/Е.П. Прохоров.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Аспект Пресс, 2004.-352 с.

ит услуги

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ваши пожелания и замечание Ит услуги Коломна тел:89259230516