ит услуги
Понедельник, 18.06.2018

Облоко тегов



Роль СМИ в информационном обеспечении общества

Необыкновенно важную роль в процессе предоставления обществу необходимой информации играют СМИ.

Распределив все возможные источники информации на две группы: СМИ и прочие каналы коммуникаций (в числе которых могут быть, к примеру, консалтинговые фирмы, партнеры по бизнесу и прочие источники), можно сделать вывод, что затраты на информацию, получаемую из СМИ, могут оказаться ниже затрат на ту же информацию, получаемую из прочих источников. Получение информации через СМИ обычно требует от покупателей информационной продукции меньших расходов, чем через прочие каналы коммуникаций за счет действия эффекта масштаба.

Если подготовка очередного номера газеты или телевизионной программы требует очень значительных затрат, то расходы на последующие демонстрации программы и дополнительный тираж данного номера газеты обычно минимальны.

Соответственно, основные расходы возникают в связи с созданием информационного содержания (которому Е.Л. Вартанова дает следующее определение: «информация, мнения, развлечения, «упакованные» вместе и распространяемые в различных медиаформах, то есть в форме газеты, журнала, книги, радио- или телевизионной программы, кабельной услуги, кино- или видеопродукции»[1]), а не в связи с его распространением.

В то же время, используя действие эффекта масштаба, СМИ получают возможность распределять издержки по созданию информационного содержания на все большую аудиторию. Так, к примеру, Брюс М. Оуэн отмечает: «Если, например, статья обойдется в 500 долл., то затраты на ее создание при одном читателе составят 500 долл., а при 10 тыс. читателей - уже 0,05 долл. Другими словами, информационное наполнение СМИ тем дешевле, чем больше масштаб производства («эффект масштаба»). Это верно для всех СМИ – от газет до спутникового телевидения»[2]. В результате СМИ уменьшают свои производственные издержки.

Следовательно, зачастую информация, получаемая из СМИ, может требовать меньших затрат, чем данные из прочих каналов коммуникаций.

Поэтому при условии распространения СМИ информации, в том объеме и того качества, которые позволяют конкурировать с прочими каналами коммуникаций, получение информации из СМИ (связанное с меньшими затратами) будет более предпочтительно для покупателей по сравнению с получением информации из других источников. В этом случае логично предположить, что покупатели начнут сокращать свои информационные издержки, чаще обращаясь к менее затратному по сравнению с прочими источнику информации – СМИ.

В случае же недостаточно эффективной работы средств массовой информации (когда СМИ не предоставляют значительную часть необходимой для принятия решений информации или когда качество распространяемой информации не соответствует потребительским запросам) потребители вынуждены переключаться с менее дорогостоящего источника информации (СМИ) на более дорогостоящие (неформальные коммуникации), что приводит к росту их информационных затрат.

Таким образом, деятельность СМИ (при условии достоверности, полноты и своевременности распространяемой ими информации) способна влиять на уменьшение информационных затрат, а значит и на снижение трансакционных издержек и ускорение экономического развития (к примеру, есть расчеты, согласно которым в государствах, где пресса получила широкое распространение, обычно «доля ВВП на душу населения больше»[3]).

В целом же миссия СМИ представляется еще более значимой: являясь важнейшим инструментом информационного обеспечения демократии журналистика должна предпринимать постоянные усилия по достижению максимальной информированности граждан. Информированность же определяется «тем, насколько гражданин обеспечен необходимой и достаточной информацией (описывающей факты и закономерности жизни, оценивающей их на фоне представлений о «желаемом будущем» и утверждающей пути и нормы его достижения) и тем самым надежно гарантирующей ему принятие верного решения в любой сфере – от покупки товара до выбора президента. А для этого необходимо добиться ясного понимания каждым своих подлинных потребностей и целей, притом в соотнесении их с нуждами других, обсуждения альтернатив и принятия сознательного решения, в котором максимально гармонизировано общее, особенное и единичное во имя достижения общего блага»[4].

Хотелось бы подчеркнуть, что в связи с огромной важностью возложенной на СМИ миссии актуальным является не только вопрос о предоставлении СМИ достаточного объема необходимой для принятия решений информации и о ее своевременности, но и вопрос об ответственности средств массовой информации за достоверность распространяемых ими сведений.

Постоянное повышение уровня информированности граждан должно быть не только целью СМИ, но и критерием успешности деятельности каждого журналиста.



[1] Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 335 с. – С. 48.

[2] Оуэн Б. СМИ как индустрия: экономические основы массовых коммуникаций//Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии/Сокр. пер. с англ.; Всемирный банк. - М.: Издательство «Весь мир», 2005.- 350 с. - С. 213.

[3] Дайк А., Дзингалес Л. Роль СМИ в управлении корпорациями//Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии/Сокр. пер. с англ.; Всемирный банк. - М.: Издательство «Весь мир», 2005.- 350 с.- С. 163.

[4] Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие/Е.П. Прохоров.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2004.-352 с. - С. 116-117.

ит услуги

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ваши пожелания и замечание Ит услуги Коломна тел:89259230516